Возможные дефекты лакокрасочных покрытий и причины их возникновения
Причины возникновения дефектов лакокрасочных покрытий можно разделить на производственные, возникающие при несоблюдении технологии нанесения, и эксплуатационные, возникающие в процессе эксплуатации окрашенного изделия.
Использование качественных ЛКМ, соблюдение технологического режима нанесения материала на поверхность является залогом получения высококачественного покрытия с отличными эксплуатационными и декоративными свойствами. Но на практике в условиях производства не всегда удается учесть все параметры и выдержать в нужных пределах температуру, влажность поверхности и окружающей среды, влияние приточной и вытяжной вентиляции. Причины возникновения дефектов различны, это могут быть погрешности при подготовке поверхности, неправильные настройки распылительного оборудования, избыточная толщина слоя покрытия либо недостаточное время сушки, использование несовместимых материалов (грунтовка и эмаль основаны на разных связующих).
Если на производстве не удалось учесть все рекомендации по нанесению ЛКМ, и покрытие по внешнему виду не отвечает ожидаемым требованиям, необходимо выяснить причины возникших дефектов, чтобы не допустить их повторного возникновения и определить способы их устранения. Приведенные ниже рекомендации призваны помочь разобраться в этом.
Паутина
Появление на поверхности лакокрасочного покрытия мелких, тончайших трещин. Для исправления дефекта в местах растрескивания необходимо ошкурить покрытие мелкозернистой шкуркой до достижения ровной поверхности и нанести еще один слой ЛКМ.
Возможные причины | Решения |
---|---|
Сушка покрытия при температуре окружающей среды ниже +18°С или выше +28°С либо при прямом воздействии солнечных лучей | Строгое соблюдение условий сушки |
Резкое снижение температуры тягой воздуха (приточной вентиляцией) либо сквозняк в зоне нанесения ЛКМ. | |
Температура ЛКМ и обрабатываемой поверхности ниже +15°С | |
Пониженная влажность воздуха (ниже 50%), способствующая слишком быстрому высыханию слоя ЛКП. | |
Нанесение верхнего слоя на не до конца высохший нижний. | |
Нанесение ЛКМ на поверхность, содержащую пыль, образовавшуюся в результате шлифовки. | Тщательное удаление пыли после шлифовки |
Нанесение твердого неэластичного материала (алкидной, масляной краски) на эластичную акриловую грунтовку. | Использование совместимых материалов |
Нарушен шлифованием грунтовочный слой (избыточно сошлифован материал). Вследствие этого быстрое поглощение воды из нанесенного ЛКМ и нарушение пленкообразования. | Наблюдение за качеством грунтовочного слоя |
Сморщивание
Небольшие складки в виде регулярных неровностей с малой амплитудой, появляющиеся по всей толщине пленки или на ее части. Перед исправлением дефекта необходимо обработать поверхность шкуркой до удаления морщин.
Возможные причины | Решения |
---|---|
Излишняя толщина покрытия | "Мокрый" слой краски не должен превышать 200 мкм. |
Окрашивание сильно нагретой поверхности в жаркую погоду | Избегание прямого воздействия солнечных лучей на ЛКМ и на поверхность при окраске |
Слишком высокая вязкость ЛКМ | Правильный подбор технических характеристик ЛКМ |
Пересушенная древесина | Использование качественной древесины |
Наплывы, потеки
Образование неровностей в толщине пленки. Для исправления дефекта необходимо сошлифовать избытки ЛКМ и на выровненную таким образом поверхность нанести тонкий декоративный слой ЛКМ.
Возможные причины | Решения |
---|---|
Нанесение излишне толстого слоя ЛКМ на вертикальную поверхность | Уменьшение толщины слоя ЛКМ |
Низкая вязкость ЛКМ (слишком разбавлен) при нанесении на вертикальную поверхность | Контроль вязкости |
Краскораспылитель наносит под большим углом | Соблюдение угла при распылении - не менее 20° и не более 40° |
Слишком медленное перемещение краскораспылителя | Увеличение скорости перемещения распылителя |
Неправильно подобранное давление соотношение вязкости ЛКМ и давления на приборе | Подбор оптимальной вязкости и давления |
Проколы, кратеры
Наличие в пленке мелких сквозных отверстий, напоминающих булавочные проколы.
Возможные причины | Решения |
---|---|
Загрязнение поверхности (смолой, каплями масла) | Тщательная очистка поверхность от загрязнений |
Травление масла в воздушную магистраль | Проверка воздушной магистрали |
При очень интенсивном перемешивании ЛКМ перед нанесением в нем образовалась пена | Дождаться исчезновения пены |
Нанесение ЛКМ на поверхность, содержащую пыль, образовавшуюся в результате шлифовки. | Тщательное удаление пыли после шлифовки |
Апельсиновая корка, "шагрень"
Появление на поверхности покрытия рисунка, придающее ей вид апельсиновой корки.
Возможные причины | Решения |
---|---|
Слишком низкая температура воздуха при сушке (ниже +18°С) | Строгое соблюдение условий сушки |
Нанесение ЛКМ на холодную поверхность | |
Нанесение охлажденного ЛКМ (ниже +15°С) | |
Слишком высокая вязкость ЛКМ | Разбавление ЛКМ водой (не более чем на 10%) |
Вспучивание
Локальное отслоение лакокрасочного покрытия.
Возможные причины | Решения |
---|---|
Нанесение водоразбавляемой латексной краски поверх старой алкидной или масляной краски (поднятие нового покрытия старым) | Полное удаление старой краски, зашкуривание и грунтование поверхности, сверху нанесение слоя латексной краски. |
Неправильный подбор вида шпатлевки (использование масляной или алкидной вместо водно-дисперсионной акриловой) | Использование подходящего вида шпатлевки |
Помутнение (для лакового покрытия)
Образование вместо прозрачной пленки мутной.
Возможные причины | Решения |
---|---|
Низкая температура воздуха при сушке (ниже +18°С) | Строгое соблюдение условий сушки, досушивание мутного слоя лакового покрытия при повышенной температуре (ок. +40°С) |
Вентиляция холодным воздухом при сушке | |
Нанесение второго слоя покрытия на непросушенный нижний слой. | Соблюдение технологии нанесения |
Превышение толщины мокрой пленки | Нанесение ЛКМ толщиной не более 150 мкм мокрой пленки в 1 слой |